Создание бампов (локальных искажений орбиты пучка).
(программа "v3_bump";
исходные текстовые файлы: "v3_bump.c", "v3_bump_strc.c")


       Программа создает бампы (локальные искажения орбиты) по горизонтали или вертикали и по команде оператора может менять их величину. Для создания бампов используется заранее подготовленная таблица; в строке таблицы записано имя бампа и величины трех корректоров, которые его составляют (в миллирадианах). Угол дефлекции первого корректора бампа всегда равен 1 мрад, а углы дефлекции двух других корректоров подбираются таким образом, чтобы искажение орбиты было локальным. Пример строки таблицы с описанием бампа:

   1X8,2X2,2X4   1.0   0.093   0.614

       Имя бампа состоит из имен трех корректоров, записанных через запятую, и может быть выбрано оператором с помощью браузера. На первый случай нужные углы дефлекции корректоров вычислялись с помощью модели ВЭПП-3 (программой "v3_show"); использовались две модели ВЭПП-3 - стандартная и для работы с дейтронным промежутком; наборы бампов записывались в разные файлы директории "../V3_bump/Bump_collection/". Оператор может выбрать нужный ему файл с набором бампов через Fselector, нажав кнопку с именем таблицы бампов.

       При запуске программы она сама выбирает предположительно нужный файл с бампами, ориентируясь на запись в файле "../V3_PROC/Proc_FF/proc.cfg" (1 - для работы в стандартном режиме; 2 - для работы в дейтронном режиме). На этот же файл ориентируются и другие программы, определяя свой режим работы ("v3_proc", "v3_roll", "edit_regm" и т.д.).

       Может быть создан бамп из четырех корректоров (при нажатии кнопки "3 <-> 4"), который выглядит как сумма выбранного в браузере и следующего за ним бампа, но при определенных условиях (имя второго корректора первого бампа должно совпадать с именем первого корректора следующего описанного бампа, а имя третьего корректора - с именем второго корректора следующего бампа), иначе такой бамп не создается, и появляется сообщение об ошибке.

       Оператор может управлять величиной бампа, нажимая кнопки со стрелками вверх и вниз. На графике рисуется вычисленный по модели бамп при заданных значениях корректоров; вычисляются и выводятся на табло величина максимального искажения орбиты, азимут и имя магнитного элемента, где достигается максимум. Файл с описанием модели может быть выбран оператором через Fselector (кнопка с именем модели). Файлы с разными моделями ВЭПП-3 находятся в директории "../V3_show/v3_struct/".

       Исходное состояние ВЭПП-3 запоминается в момент чтения нового файла с таблицей бампов, или при нажатии кнопки "Read". При выборе нового бампа прежде накрученное состояние ВЭПП-3 не сохраняется. Чтобы вернуться к исходному состоянию ВЭПП-3, можно также нажать кнопку "Ret". Если вы хотите накрутить один бамп, а потом, сохранив это состояние, изменять другой бамп, нужно перед выбором этого бампа нажать кнопку "Read", чтобы зафиксировать это текущее состояние.

       Для того, чтобы программа реально работала с пучком, нужно нажать кнопку "V3_OFF <-> V3_ON", при этом будут выполняться посылки в программу #BAMS в Одренке MSV3. В момент, когда оператор выбирает новый бамп, программа "v3_bump" измеряет (читает из EPICS) орбиту пучка, измеренную пикапами, и в дальнейшем использует ее как опорную. При изменении величины бампа снова измеряется орбита и вычисляется ее отличие от опорной. Эта разность рисуется на графике, а также вычисляется среднеквадратичное изменение орбиты в тех пикапах, которые лежат вне бампа, и выводится на табло. Это изменение может служить мерой качества построения бампа; для идеального бампа оно должно быть равно нулю.

       В рамке справа вверху показано текущее состояние ВЭПП-3 и графики тока пучка и времени жизни (в логарифмической шкале, максимум 10000 сек).

       Наверняка бампы, вычисленные по модели, не будут идеальными. Можно создавать другие, исправленные, наборы, например, вычисляя их по матрице откликов, или подбирая углы дефлекции во втором и третьем корректорах каждого бампа индивидуально, по минимуму отклонений во внешних пикапах, но это предмет дальнейшей работы.

       При создании реального бампа важную роль играет параметр "эффективность", который записан в базе данных на PC в единицах "mrad*Mev/mA". Он подбирался по возможности правильно при низкой энергии ВЭПП-3, но при высокой энергии из-за насыщения магнитных элементов этот параметр реально изменяется. Это касается корректоров в линзах, а особенно корректоров в магнитах 4М (1X1 и 3X8), где эффективность уменьшается примерно вдвое на энергии выпуска по сравнению с энергией инжекции. Измерить этот эффект можно, сравнивая отклики на эти корректора в программе "resp_matr". Учесть его в программе "v3_bump" можно либо формально увеличив требуемые углы дефлекции для этих корректоров в отдельной таблице бампов для высокой энергии, либо в тексте программы при вычислении тока корректора перед посылкой в #BAMS (чего не сделано).

plot